Автор: Анна Ковалёва @anna_ko_88
по книге “Богини в каждой женщине. Главные архетипы в жизни женщин” Джин Шинода Болен,
психиатр, юнгианский психоаналитик.
Афродита стоит особняком в классификации Дж. Шиноды Болен, она единственная является алхимической богиней, той, что владеет магической энергией трансформации. Ей были подвластны процессы влюбленности и зачатия всеми смертными и бессмертными (за исключением трех девственных богинь), она превращала неживое в живое (статую), вдохновляла поэтов, символизируя творческую энергию.
У Афродиты есть черты и девственных и уязвимых богинь. Она, как и первые, делала лишь то, что приятно ей, но и была связана с мужчинами и имела детей, но никогда не была преследуемой или страдающей, все ее романы случались по обоюдному желанию.
Она ценила совместное эмоциональное переживание больше, чем независимость от других (мотив богинь-девственниц) или постоянство связи с ними (что характерно для уязвимых богинь).
Описание архетипа Афродиты
Архетип Афродиты управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Если Афродита – главный архетип в женской личности, то женщина влюбляется часто и легко. Такой архетип излучает личное обаяние (магнетическое тепло и естественную, бессознательную сексуальность), которое притягивает мужчин сильнее, чем идеальная внешность.
Афродита представляет огромную силу созидания и трансформации. Она ответственна за весь процесс творения от притяжения “партнеров” до рождения творения (это и про детей, и про детища).
Будучи ребенком, маленькая Афродита может быть невинной маленькой кокеткой. Она уже обладает бессознательной сексуальностью, способностью вызывать интерес и отклик в мужчинах. Она наслаждается, будучи центром внимания, ей нравится носить красивую одежду и наряжаться, давать импровизированные представления. В возрасте восьми-девяти лет многие девочки спешат вырасти, изысканно одеваться, использовать косметику. Они увлекаются мальчиками, являются страстными поклонницами рок-музыкантов или сексуальных мужчин-певцов. Некоторые юные Афродиты становятся "нимфетками".
Многие отцы откликаются на растущую привлекательность дочери неумышленно и/или бессознательно спровоцированными шумными конфликтами, создающими эмоциональную и физическую дистанцию между ними. Некоторые отцы становятся слишком строгими, запрещая дочерям ходить на свидания, или навязчивыми, контролируя их и "допрашивая" о свиданиях. А для некоторых отцов такая дочь становится соблазном.
У матерей есть свой набор реакций на дочь-Афродиту. Некоторые становятся строгими и контролирующими, чрезмерно реагирующими на молодежную музыку и стиль одежды, даже когда дочь ведет себя соответственно своему возрасту. Такие матери могут навязывать свой "кодекс одежды", подчеркнуто все прикрывающей и уменьшающей привлекательность, и запрещать многие виды активной деятельности. Они могут тщательно проверять на "благонадежность" друзей дочери обоих полов. Кроме навязчивости, мотивируемой необходимостью приглядывать за привлекательной дочерью, матери иногда живут по принципу замещения за счет дочери и стремятся услышать малейшие подробности ее свиданий. Чтобы доставить удовольствие такой матери, дочери необходимо быть популярной среди мальчиков. Другие матери реагируют на пробуждающуюся Афродиту в своей дочери как на соперницу. Воспринимая привлекательность дочери как угрозу, завидуя ее юности, мать унижает девочку, делает неблагоприятные сравнения, флиртует с ее друзьями-мальчиками и многими способами, в большом и малом, подрывает расцветающую женственность дочери.
Самые лучшие родители не переоценивают и не придают слишком много значения свойствам Афродиты и не обращаются со своей дочерью как с хорошеньким объектом. Такие родители оценивают привлекательность дочери так же, как другие качества, такие, как интеллект, доброта, способности в искусстве. В случае ситуации со свиданиями родители вводят ограничения, соответствующие возрасту и степени зрелости дочери. Привлекательность для мужчин рассматривается как факт, о котором девочка должна быть осведомлена (а не порицаема).
Юность и молодость – решающее время для женщины-Афродиты, которая может обнаружить себя зажатой между возбуждением Афродиты внутри себя и реакцией окружающих. Их главный выбор - как выразить свою сексуальность. Некоторые из них просто ее подавляют, другие выражают в устойчивой близкой связи (если Гера также является сильной частью личности), но чаще всего “пускаются во все тяжкие”.
Школьница или студентка, стремящаяся к сексуальным переживаниям так же сильно и часто, как молодой мужчина, должна думать о последствиях. Результатом ее действий согласно своим потребностям могут стать дурная репутация, заниженное самоуважение, отрицательный образ себя. "Хорошие девушки" могут сторониться ее, в то время как молодые мужчины, обуреваемые мыслями о сексе, толпятся вокруг, считая ее при этом склонной к беспорядочным связям и "недостаточно хорошей" для невесты. Нередко случаются и нежелательные беременности и/или венерические заболевания.
Афродита обычно не сосредоточивается на академических целях или на карьере. Работа, не захватывающая женщину-Афродиту эмоционально, не представляет для нее интереса. Ей нравится разнообразие и интенсивность, а повторяющиеся задачи, так же как домашняя работа, работа в конторе или лаборатории надоедают. Она хорошо выполняет работу, только когда может полностью творчески погрузиться в нее. Таким образом, ее можно встретить в области искусства, музыки, сочинительства, танцев, драмы или среди людей, особо значимых для нее, таких, например, как учитель, терапевт, редактор. Как следствие, она либо ненавидит свою работу и, вероятно, выполняет ее посредственно, либо любит ее и не жалеет сил и времени.
Афродиты “тянутся” к мужчинам творческим, сложным, легко поддающимся переменам настроения, эмоциональным. Такие мужчины не стремятся на профессиональные вершины или позиции власти, не хотят возглавлять семью или быть мужьями и отцами. Еще для Афродиты притягателен и другой мужчина – неуловимый, непостоянный. Он – эмоциональный, страстный, буйный мужчина, склонный к аффектации. Оба разделяют склонность жить по принципу "здесь и сейчас". Оба скорее реагируют, чем размышляют, сначала делают, а потом думают. Между ними летят эротические искры, а горячие темпераменты приводят к пылкому взаимодействию с драками и примирениями. Такая пара обычно не создает стабильных отношений. Помимо эмоциональных вспышек, его самонадеянность и хвастовство часто приводят к ненадежному экономическому положению. Он не способен ни думать стратегически, ни быть предусмотрительным. В момент раздражения или гнева он может высказаться или поступить так, что это будет стоить ему работы. Если к тому же у женщины есть склонность Афродиты к неверности или по крайней мере к кокетству, она в дальнейшем сможет угрожать его мужественности и спустить с цепи его инстинкт собственника. Он впадает в ярость, и его жестокие вспышки вызывают ужас и страх. Тем не менее, при всей их вспыльчивости, отношения некоторых таких пар могут быть относительно гармоничными и выдержать испытание временем. Также привлекают Афродиту мужчины, всегда чувствующие себя молодыми, незрелые, сложные, сосредоточенные на себе, с творческим потенциалом. Она обнаруживает его способность опьянять словами, особенно когда он поэтичен, и очаровывается способностью быстро перемещаться от высот к глубинам – эмоциональным или социальным. Этот тип может быть обманщиком, немного жуликом, тем, кто любит перехитрить "медлительные" умы. В нем есть потенциальный, часто очень сильный, Божий дар, талант, но очень мало дисциплины, и он никогда не предается работе или женщине целиком. Типично, что он внезапно появляется и так же внезапно исчезает из ее жизни. Но ей лучше не рассчитывать на что-то серьезное, потому что он – последний, кто когда-либо выполнит свои обязательства. Секс с ним непредсказуем и чрезвычайно насыщен. Он очаровательный, восприимчивый любовник. Если архетипы Афродиты и Геры в женщине одинаково сильны, это очень болезненная для нее партия. Такая женщина глубоко к нему привяжется и будет мучиться от ревности. Секс между ними весьма интенсивен. Она моногамна и хочет выйти за него замуж, но обычно должна довольствоваться соглашением, соответствующим его потребности приходить и уходить. Зрелые Афродиты и повзрослевшие типы этих мужчин могут составить прекрасную пару. Их связь может пережить флирты и даже романы, потому что они не являются ревнивыми или собственническими людьми. Более того, их отношения могут выдержать испытание временем, потому что они наслаждаются обществом и стилем друг друга. Она не отстает от его темпа, который соответствует ей самой. Им обоим подходит то, что они могут быть интенсивно включены друг в друга в один момент и независимы в следующий.
Если Афродита – один из нескольких сильных архетипов, включающих в себя и Геру, то ее присутствие усиливает и оживляет брак сексуальностью и страстностью. Однако выдержать моногамный брак для женщины-Афродиты бывает весьма затруднительно.
Женщине-Афродите другие женщины склонны не доверять, что особенно характерно для женщин типа Геры, ведь Афродита - это архетип любовницы. Она редко разделяет недоброжелательность других женщин, и, поскольку сама не ревнива и не собственница, ей обычно трудно понять причину враждебности по отношению к себе. Женщина-Афродита часто имеет обширный круг подруг (кроме женщины-Геры), наслаждающихся ее спонтанностью и привлекательностью. Многие из них разделяют с ней свойства Афродиты. Другие выступают в качестве ее свиты, либо наслаждаясь ее обществом, либо проживая ее любовные приключения по принципу замещения. Однако ее дружеские отношения сохраняются, только если ее подруги не обижаются на ее небрежное отношение к их совместно составленным планам.
Женщине-Афродите нравятся дети, и наоборот. Она извлекает наружу детские чувства и способности таким образом, что ребенок ощущает себя прекрасным и благосклонно воспринятым. Часто она исподволь внушает ему ощущение своей избранности, придавая ребенку уверенность и помогая развивать способности и таланты. Она очень легко может проникнуться духом игры и фантазии. Она очаровывает детей своей манерой вести себя и вдохновляет их своим заразительным энтузиазмом во всем, что представляет для нее интерес. Это прекрасные качества для матери. Дети женщины-Афродиты преуспевают и развивают свою индивидуальность, особенно если в ней присутствуют еще и качества Деметры. Мать-Афродита может очаровывать своих детей, видящих ее прекрасной и обольстительной, но, если (из-за нехватки архетипа Деметры) она не учитывает их потребности в эмоциональной безопасности и постоянстве, она будет непоследовательной, противоречивой, что грозит для них негативными последствиями. В этом случае ее дети упиваются ее полным вниманием в один момент, но, когда в другой момент ее внимание переключается на что-то иное, они ощущают себя покинутыми и несчастными.
Неизбежность старения может стать для женщины-Афродиты опустошающей реальностью, если привлекательность была для нее главным источником удовлетворения. Также в этом возрасте может возникнуть потребность в стабильных отношениях, спокойном образе жизни. Средний возраст не является трудным для женщин-Афродит, занимающихся творческой работой. Типично, когда такие женщины сохраняют свой энтузиазм и по-прежнему с головой бросаются в интересующую их работу. И сейчас они обладают большим опытом, чтобы чувствовать вдохновение, и более высоко развитым мастерством, чтобы выразить себя.
Некоторые женщины-Афродиты сохраняют способность видеть красоту в предмете своего сосредоточения и всегда быть немного влюбленными и в старости. Они входят в этот жизненный период с изяществом и жизненной энергией. Их интерес к другим или включение в творческую работу остаются наиболее важной частью жизни. Они продолжают находиться в юношеской позиции, так как неосознанно движутся от переживания к переживанию, от человека к человеку, очаровываясь тем, что приходит в следующий момент. Юные душой, они притягивают к себе других людей и имеют друзей всех возрастов.
Нелегко иметь Афродиту в качестве ведущего архетипа. Женщины, следующие инстинктивной сексуальности Афродиты, часто зажаты между собственным желанием половой близости и склонностью порождать эротическую энергию в других, с одной стороны, и культурой, полагающей женщину неразборчивой, если она действует согласно своим желаниям, – с другой. Ей нужно знать, как сдерживать Афродиту в некоторых обстоятельствах и как отзываться в других, – мудро выбирать "когда и с кем", – и как не поддаваться архетипу в разрушительных ситуациях. Еще она может продемонстрировать свою недоступность или прекратить общение.
Женщина-Афродита, вырастающая в атмосфере осуждения женской сексуальности, может попытаться подавить свой интерес к мужчинам, затушевать свою привлекательность и считать себя плохой из-за своих половых влечений. Но ощущение вины и внутренний конфликт, сопровождающие проявления ее природы Афродиты, приводят к депрессии, тревожности и подавленности. Если она притворяется так хорошо, что не пропускает свою сексуальность и чувственность в сознание, то теряет связь с главной частью себя – реальной и, таким образом, ослабляет свою жизненную энергию и спонтанность.
Женщины-Афродиты живут настоящим моментом, они могут быть очень импульсивными в своих желаниях, покупках. Они составляют планы с большим энтузиазмом и с полной решимостью осуществить их. Но когда подходит назначенное время, такая женщина оказывается погруженной во что-то или в кого-то еще.
Страдание – лучший учитель для женщины-Афродиты, хотя такие уроки болезненны. Она осознает, что люди обижаются и сердятся из-за ее обращения с ними по принципу "с глаз долой – из сердца вон". Когда она, не думая о своем финансовом положении, подчиняется импульсу купить вещь, на которую упал ее взгляд, то вдруг обнаруживает, что счета, настойчиво требующие уплаты, растут, а деньги просачиваются сквозь пальцы. Она воспроизводит схемы, причиняющие боль ей самой и другим, до тех пор, пока не выучится сопротивляться тирании принципа "здесь и теперь", заставляющего ее жить так, словно "завтра" не существует.
Когда женщина-Афродита научится размышлять над последствиями, прежде чем действовать, она будет реагировать менее импульсивно и вести себя более ответственно. Однако эмоциональные предпочтения всегда будут иметь больший вес, чем практические соображения.
Она очень легко влюбляется, убежденная каждый раз, что нашла совершенного мужчину. Магия момента позволяет ему чувствовать себя богом, любимым богиней, пока она не бросает его и не начинает встречаться с другим. Как следствие, за ней тянется цепочка раненых, обиженных, негодующих, подавленных или рассерженных мужчин, чувствующих себя использованными и брошенными. Чтобы прекратить воспроизведение этой схемы, она должна научиться любить кого-то "целиком и без прикрас" – несовершенного человека, а не бога. Сначала она должна освободиться от чар легких слепых увлечений; обычно только сильное переживание может привести к такой утрате иллюзий. Только после этого близкая связь может стать достаточно длительной, позволяя принимать человеческие недостатки и в своем партнере, и в самой себе, и открывать в любви человеческие измерения.
Пробудить, поддержать в себе Афродиту (если нужно) можно через яркую инициацию (чаще всего, возникающую от первого инстинктивного сексуального отклика), когда Афродита возникает внезапно, полностью расцветшая и внушающая благоговейный страх, как нечто реальное и управляющее из глубин бессознательного; через близкие отношения, когда рост доверия и любви, постепенное уменьшение скованности предшествует возникновению, или "рождению", Афродиты, возвещенному первым оргазмом во время физической близости и новым желанием ее; через понимание ценности внешней красоты и активную работу над ней (стиль одежды, фигура, косметология, макияж и так далее); массаж, танцы; развитие интереса к искусству, поэзии, танцам или музыке; способность полностью погружаться в зрительное, слуховое или двигательное переживание (занятия музыкой, пением, рисованием, актерским делом и так далее).
Вернуться в раздел «Архетипы и роли»