ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ. ПЕРСЕФОНА

Автор: Анна Ковалёва @anna_ko_88  

по книге “Богини в каждой женщине. Главные архетипы в жизни женщин” Джин Шинода Болен,

психиатр, юнгианский психоаналитик.

Предпоследняя из наших архетипических богинь - Персефона, известная своим похищением богом царства мертвых, благодаря этому ставшая Повелительницей подземного царства. И на время “отпусков” возвращающаяся к матери, что символизирует возрождение и обновление жизни после смерти.

Описание архетипа Персефоны

 

Главная черта Персефоны - восприимчивость, которая дает возможность быть/стать открытой для новых влияний и перемен, оставаться всегда молодой душой.

 

Можно выделить два уровня восприимчивости Персефоны:

  • к чужому влиянию и даже господству, тогда такая женщина предпочитает не действовать, а находиться под воздействием и влиянием других людей, мимикрировать под представления покровителя. Что бы ни делали такие женщины, они не воспринимают это как полностью "реальное". Они находятся в позиции вечной юности и нерешительности в отношении своих желаний или будущей роли, когда “вырастут”, в позиции ожидания, что что-то или кто-то преобразует их жизнь, они недостаточно знают себя, чтобы жить своей жизнью. Персефоны хотят нравиться, быть “хорошими девочками” под чужой опекой. Они ставят знак равенства между женственностью и пассивным, зависимым поведением. 
  • к глубинным пластам своей души (случается, что и через депрессии или иные серьезные психические “неприятности”) и находящие из них выход, взрослеют и становятся ценными проводниками “из подземного царства бессознательно” для других душ (все, кто работает с символическим языком подсознания - психологи, шаманы, тарологи, арт-терапевты и так далее). 

 

Маленькие Персефоны - хорошие, удобные девочки, предпочитающие сначала наблюдать, а только потом вступать в игру, когда узнают, что происходит и какие правила действуют. Хорошо, если родители это понимают и не толкают вперед на амбразуру, считая осторожность (и/или интровертность) робостью. В противном случае как раз и родится пассивность, предпочтение угодить другому, чем разобраться в себе и научиться пользоваться интуицией. Получение образования для “задавленной” Персефоны обычно представляет приятное времяпровождение, а не профессиональную подготовку. Женщина-Персефона может или остаться "профессиональной студенткой", или пойти работать. Она сменяет одну работу за другой в надежде, что какая-нибудь из них станет для нее действительно интересной. Женщина-Персефона лучше всего выполняет работу, не требующую инициативы, упорства и не связанную с управлением. Она хорошо справляется, имея начальника, которому хочет угодить. Ей необходимо давать конкретные задания, которые необходимо выполнить сразу. При долгосрочных заданиях Персефона мешкает, действует так, как будто ожидает, что будет освобождена от задания или имеет огромный запас времени. В лучшем случае ей удается завершить работу в последнюю минуту, за счет сверхусилий и ночного времени. 

 

Для второго подтипа Персефон (тех, чьи родители не давили или те, кто пережил психологическую травму и выбрался из нее) характерно творческое, психологическое или духовное поле деятельности, на котором она создает нечто глубоко личное и нередко неортодоксальное; она работает в исключительно индивидуальном ключе, как правило, без надлежащих академических званий.

 

Персефоны чувствуют себя комфортно с подобными им женщинами, хорошо им и с сильными подругами, и с покровительствующими им представительницами прекрасного пола. Ко всем женщинам Персефона легко адаптируется.

 

Персефоны не осознают свою сексуальность и ожидают принца, который придет разбудить ее. Многие из них со временем сексуально пробуждаются и обнаруживают, что они – страстные женщины, испытывающие оргазм. Но чаще всего Персефона может быть сексуально неотзывчивой женщиной, всего лишь уступающей во время половой близости или даже ощущающей себя насилуемой. 

 

К Персефонам притягиваются три типа мужчин:

 

- такие же юные и неопытные, как и она (не в возрасте, а в психологической зрелости дело);

 

- “крутые” мужчины, привлекаемые ее невинностью и хрупкостью; 

 

- мужчины, которым неуютно со “взрослыми” женщинами.

 

Близкие отношения с мужчиной могут быть средством, способствующим отделению женщины-Персефоны от властной матери. Она влюбляется в мужчину, не нравящегося ее матери, – в кого-то, отличного от образа "милого молодого человека", которого ее мать хотела бы видеть в качестве зятя. Иногда Персефона выбирает мужчину другого социального слоя или даже другой расы. Если Персефона буквально или фигурально удаляется от матери, она может начать свой путь превращения в самостоятельного, самоопределяющегося человека. (Она поступает так с риском сменить властную мать на властного мужчину; но обычно, бросив вызов матери, она меняется. Она уже не то податливое существо, каким была раньше.) Примирение с матерью может произойти позже, после того как она сама приобретет эмоциональную независимость.

 

Замужество – это то, что часто “случается” с женщиной-Персефоной. Ее “похищают”, когда мужчина хочет жениться и уговаривает ее сказать “да”. Типичная Персефона может чувствовать неуверенность в том, что хочет выйти замуж. Она может уступить настойчивости и уверенности мужчины и влиянию культурных представлений о том, что замужество – то, что должно с ней произойти. Замужество может также обернуться нежелательным трансформирующим событием, благодаря которому вечная девушка становится замужней матроной, матерью или сексуальной женщиной, в которой брак пробуждает архетипы Геры, и/или Деметры, и/или Афродиты. А может и развиться вторая, глубокая ипостась Персефоны. Или остаются незрелыми, в лучшем случае частично принимающими обязательства. Спустя несколько лет супружества жена-Персефона может перестать чувствовать себя в тягостном плену эгоистичного мужа, брак с которым возмущал ее. Она ощутит себя по-иному, только когда сможет увидеть его как уязвимого, порядочного, славного, несовершенного мужчину и оценить, что он любит ее. Когда ее восприятие изменяется, она может впервые за годы их супружества почувствовать, что хочет быть с ним и что любит его.

 

Матери из классических Персефон получаются неоднозначные: от бессильных и неуверенных в себе до ненавязчивых и любящих, развивающих творческие способности своих детей. Из глубоких Персефон выходят эмпатичные и мудрые мамы. 

 

Теряя свой юный облик, классическая Персефона может переживать из-за каждой новой морщинки на лице, все больше осознавая реальность и то, что мечты, лелеявшиеся ею как возможности, теперь недоступны. Тогда наступает депрессия среднего возраста или отчаянное отрицание реальности, лишь продлевающее агонию. Депрессия может также стать поворотным пунктом в ее жизни, ведущим к перерождению во второй подтип Персефоны. И к возрасту шестидесяти пяти и старше она может приобрести царственный внешний вид мудрой старицы, ведающей тайны, которые делают жизнь и смерть значительными. Она обладает мистическим и духовным опытом и припадает к источнику духовности глубоко внутри себя, что рассеивает ее страхи наступающей старости и приближающейся смерти. 

 

Психологические трудности Персефоны заключаются в:

 

- нежелании брать на себя обязательства за свои решения, выход из этого один - она должна взять на себя ответственность, сталкиваясь с жизнью, заботиться о себе сама (как в песне Манижи “встала и пошла”), лучшим учителем тут становится необходимость самой себя финансово обеспечивать и разбираться с бытовыми вопросами;

 

- в неискренности, изворотливости, лживости и манипулировании.. Ощущая себя бессильными и зависимыми от других, более могущественных людей, они могут научиться получать то, что хотят, косвенным образом. Они способны выжидать благоприятное время для действия или использовать лесть. Они могут говорить только часть правды или полностью лгать – скорее, чем прямо противостоять другому человеку. С усилением воли, с укреплением самостоятельности появится и способность открыто выражать свои мысли и лживость уйдет за ненадобностью:

 

- нарциссизме, который представляет еще одну "волчью яму" для некоторых женщин-Персефон. Они могут настолько сильно фиксироваться на себе, что теряют способность устанавливать связь с другими людьми. Их энергия уходит в макияж и одежду. Люди для них существуют только для того, чтобы давать обратную связь, обеспечивать им отражающую поверхность, на которой они видят только самих себя. Взросление и развитие эмпатии излечивает и от этого.

 

Пробудить, поддержать в себе Персефону (если нужно) можно через развитие способности ожидать изменения ситуации или наступления ясности в своих чувствах (терпение); податливость другим; восприимчивое отношение к другим людям (слушая, что они говорят, пытаясь увидеть ситуацию их глазами, воздерживаясь от критических суждений (или предубеждения)); восприимчивое отношение к своей собственной душе (доброта по отношению к себе (а не раздражительность, нетерпимость и самокритичность)); разрешение себе быть в “потоке”, следовать сначала в одном направлении, а затем в другом, в зависимости от того, куда “дует ветер”; отступление при усилении давления; припоминание и обдумывание снов; экстрасенсорное восприятие; взаимодействие с изобразительными образами и метафорическое их восприятие, поиск в них глубокого, скрытого смысла; чтение сказок и книг аля “Бегущая с волками” Эстес.