ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ. ГЕРА

Автор: Анна Ковалёва @anna_ko_88  

по книге “Богини в каждой женщине. Главные архетипы в жизни женщин” Джин Шинода Болен,

психиатр, юнгианский психоаналитик.

Приступаем к освещению второй группы архетипических богинь - уязвимых. Чем, кем и зачем они уязвлены мы подробно расскажем в финальной публикации. 

 

Сегодня нас ждет Гера, богиня брака, супруга верховного олимпийского бога Зевса, который нещадно ей изменял множество раз, но гнев обманутой жены неизменно обрушивался на пострадавших женщин, их детей и просто подвернувшихся под руку, но не на неверного мужчину. 

 

Гера была одновременно и уважаема и оскорбляема, почитаема и унижена. В ней четко прослеживаются как положительные, так и отрицательные свойства, как могущественная сила для радости и для боли.

 

Гера - исключительное создание патриархальной культуры, которая обесценивает женщину до тех пор, пока она не выбрана мужчиной (чем более значимым мужчиной, тем лучше).

Описание архетипа Геры

 

Ведущее желание женщины Геры - быть женой. Без партнера она ощущает фундаментальную пустоту своей жизни. Быть просто женой удовлетворит ее потребность лишь на треть, мало того, что нужен именно официальный брак, так еще и с престижем, уважением и статусом жены значимого человека, который осуществит ее мечты. Значимый муж - причина быть счастливой для Геры, ощущать себя реализованной и успешной. Но при такие женщины очень верные и преданные, они готовы брать на себя обязательства и ответственность, терпеть и проходить сквозь трудности с партнером, быть вместе до конца. И еще треть приходится на сакральное, трепетное ощущение целостности с партнером, алхимичности связи, соединения тех самых половинок. Женщины Геры получают удовольствие, делая мужа центром своей жизни, все лучшее и полное внимание супруги принадлежит ему, все и всё остальное подождет. 

 

Еще одной яркой чертой Гер является виртуозное перемещение вины с мужчины, от которого она эмоционально зависима, на других, хотя виноват именно партнер. И выражение боли и ревности происходит через ярость, мстительность, что переключают внутренний тумблер Гер с отвергнутости на силу. Они не страдающие и плачущие, а энергично наказывающие, ставящие на место, самоутверждающиеся.

 

Маленькие Геры любят играть в супружеские отношения, провожая “мужа” на работу и готовя ему блюда из травы и песка. В родительской семье часто преобладает модель доминирующего, подавляющего отца и пассивно сопротивляющаяся, прибегающая к хитростям и обманам мать. В душе же девочки живет идеализированный образ брака, который она хотела бы для себя, чтобы поскорее сбежать из сложной семейной обстановки родителей. Бывают и иные варианты - устойчивый и крепкий родительский брак, тогда девушке хочется построить схожие отношения. 

 

Девушка Гера с удовольствием встречается с молодым человеком уже в школе. Важное условие - чувства и высокий статус юноши. Она мечтает о замужестве и свысока смотрит на одиноких. Бывает, что Геры выходят замуж после школы. ВУЗы тоже рассматриваются как полигоны для поиска мужа. Но чаще всего учебные романы распадаются и приносят серьезные эмоциональные раны, чувство внутренней пустоты и недостаток значимости. 

 

Образование само по себе для Геры не важно, лишь как часть ее социального фона. Та же история и с работой. Геры могут быть и прекрасными, востребованными специалистами и теми, кто отсиживает время. Но это все для таких женщин не важно, ведь она потерпела неудачу (по ее мнению) в главном - не вышла замуж. Замужняя Гера подстраивает свою работу под мужа. А чаще всего ее брак и есть ее карьера.

 

Геры не придают большого значения дружбе с женщинами, часто, у нее нет близкой подруги, если только для совместного поиска мужчин. Как только появляется тот самый мужчина, то женская “дружба” сходит на нет. Замужние Геры общаются с супругами друзей своего мужа, одинокие женщины воспринимаются как угроза или презираются. Разведенные и овдовевшие женщины вытесняются из круга общения Геры.

 

Для Геры сексуальность и замужество идут вместе. Пробуждение желания и удовольствия зависит от мужа, в противном случае процесс превратится в исполнение супружеского долга. 

 

Счастье женщины Геры зависит от преданности ее мужа, от степени важности, которую он придает их браку, от его оценки ее как жены. Но даже будучи неудовлетворенной или униженной такая женщина считает развод чем-то невообразимым. Даже если развод случается, то это не укладывается в голове и Гера продолжает считать себя замужней, испытывая боль от каждого столкновения с действительным положением дел. 

 

Дети для Геры - часть роли жены, в ней нет материнского инстинкта, она не получает удовольствие от совместных дел с детьми, часто ее дети чувствуют эмоциональную заброшенность и недостаток эмоциональной близости. Гера всегда на стороне мужа и детям в разногласиях с отцом нужно полагаться только на себя.

 

Основная масса психологических (и не только) проблем женщин Гер произрастает из-за их иллюзорного представления о мужчине, проецирования идеализированного образа желанного мужа на реального человека, мечтания, что мужчина осуществит все женские желания и решит все проблемы. При столкновении с реальностью иллюзии рассыпаются и Геры становятся сварливыми, пилящими женами, принуждая мужа изменяться и соответствовать ее ожиданиям. Другая проблема проистекает из патриархальных и религиозных ловушек. И Геры предпочитают плохое (травмирующее и даже опасное) замужество разводу. Еще Геры осуждают и наказывают (изгнанием, отвержением) других женщин и их детей за несоответствие нормам Гер (быть женой преуспевающего мужчины). И, конечно, же характерны для Гер истории яростной мести женщинам, их детям за измены и предательства мужа. Они даже способны испортить жизнь своим детям лишь бы досадить мужу.

 

Решение этих проблем сводится к тому, чтобы лучше и объективнее узнать человека, с которым планируются супружеские отношения. Нужно притормозить Геру и выбирать тщательнее, учиться ориентироваться на факты и действительность, а не на внутренние ожидания. Развитие других архетипов позволит не сужать свой мир до мужа, а потом не мстить яростно, если что-то пойдет не так. Еще можно “переплавить” ярость в творческую энергию.

 

Пробудить, поддержать в себе Геру (если нужно) можно через осознанное стремление принятие супружеских обязательств, сохранение верности мужчине, отказ от независимости; изменение предпочитаемого типажа мужчин на патриархальный (чтобы замуж позвали).