ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ. ДЕМЕТРА

Автор: Анна Ковалёва @anna_ko_88  

по книге “Богини в каждой женщине. Главные архетипы в жизни женщин” Джин Шинода Болен,

психиатр, юнгианский психоаналитик.

Наибольшую известность как богиня Деметра имеет в связи с древнегреческой историей похищения ее дочери Персефоны (о ней мы подробно поговорим в следующий раз), страданиях на эту тему и возвращением матери чада на время. Этим греки объясняли смену времен года - период цветения и плодородия при воссоединении дочери с матерью и “зимы” при пустом гнезде. Отсюда и ведущая черта Деметры - материнство.

Описание архетипа Деметры

 

Деметра является архетипом материнства, она представляет материнский инстинкт, осуществляемый через беременность, через физическое, психологическое или духовное питание и воспитание других. Хотя и другие богини были матерями (Гера и Афродита), связь с дочерью у Деметры была самой значительной. Она также больше других богинь занималась выращиванием и воспитанием. Женщина с сильным архетипом Деметры страстно желает быть матерью, а став ею, открывает для себя эту роль как самореализацию, как осуществление себя. Деметры становятся непобедимыми, когда дело касается благополучия их детей. Они жертвуют всем ради своих чад.

 

Архетип матери побуждает женщину воспитывать и питать других, быть великодушной и щедрой и находить удовлетворение в качестве кормилицы семьи, заботясь о семье и доме. Реализовывать его можно и через заботящуюся профессию или занятия сельскохозяйственным трудом (выращивать собственную пищу, печь хлеб, консервировать фрукты и одарять своей щедростью других). Вокруг женщины-Деметры нередко чувствуется аура Матери-Земли. Она цельная и надежная. Обычно она щедра, направлена во внешний мир, альтруистична и предана людям и принципам, вплоть до того, что ее могут воспринимать как упрямого и неуступчивого человека. 

 

Естественно, любимые игры маленьких Деметр - это куклы в контексте дочки-матери. Если отцы Деметр лишены родительских чувств, то дочь вырастает, не связанная с отцом, но теснейшим образом ассоциирующая себя с матерью. Но бывает, что папа воспринимает детей как соперников за внимание жены, обижен и даже враждебен, в подобном семействе самоуважение юной Деметры страдает, и она все больше тяготеет к позиции жертвы. Материнские качества дочери-Деметры могут в результате привести к тому, что она поменяется ролями со своими незрелыми или неумелыми родителями. Становясь достаточно взрослой, она может присматривать за своими родителями или стать воспитательницей для младших братьев и сестер. В противоположность этому, если у юной Деметры любящий и одобряющий ее отец, она вырастает, ощущая его поддержку своему желанию самой стать хорошей матерью. 

 

В период полового созревания архетипическое материнское побуждение получает гормональную поддержку, и ее собственный ребенок становится биологической возможностью. В это время некоторые девушки-Деметры начинают испытывать сильное желание забеременеть. Что порой и случается. Если юная женщина-Деметра не выходит замуж и не начинает строить семью, она пойдет работать или поступит в ВУЗ, где выберет те курсы, которые обеспечат ей подготовку для приобретения профессии, связанной с помощью другим. Как правило, женщина-Деметра не честолюбива, не склонна к интеллектуальной работе, не борется за отличные оценки, хотя может хорошо справляться с учебой, если у нее есть способности и заинтересованность в преподаваемых дисциплинах. Статус, столь важный для женщины-Геры, не существен для Деметры. Она часто выбирает друзей, ничуть не заботясь о их роли в социуме. Она может с безразличием отнестись к собственным "хвостам", если нужно помочь студенту с физическим недостатком, малоимущему или плохо успевающему. Материнская сущность женщины-Деметры предрасполагает ее выбирать виды деятельности, связанные с воспитанием или помощью. Она тянется к "традиционно женским" профессиям вроде учительницы, воспитательницы, медицинского работника. 

 

Женщины-Деметры не состязаются с другими женщинами из-за мужчин или достижений. Зависть или ревность к другим женщинам касается детей. Бездетная женщина-Деметра чувствует себя ниже женщин своего возраста, ставших матерями.  В более поздние годы жизни, если ее выросшие дети живут вдалеке или эмоционально далеки, она будет завидовать матери, которая часто видится с детьми. На этой стадии жизни зависть также может всплыть на поверхность из-за внуков. Обычно у женщин-Деметр складываются прочные дружеские отношения с другими женщинами-Деметрами. Многие такие дружеские связи возникли, когда они вместе были еще новоиспеченными мамами. Иногда они больше полагаются на своих подруг, чем на мужей, – как в эмоциональной поддержке, так и в реальной помощи. Внутри семей, где все женщины – Деметры, матери и дочери могут оставаться близкими из поколения в поколение. Такие семьи имеют выраженный матриархальный уклад. Такая схема "мать – дочь" может также дублироваться в женских парах. Женщина-Деметра может играть материнскую роль в отношении подруги-Персефоны, неопытной и нерешительной. 

 

Женщина-Деметра привлекает мужчин, чувствующих влечение к женщинам материнского типа. Подлинная женщина Деметра выбор не совершает. Она откликается на потребность мужчины и может даже быть с мужчиной потому, что сочувствует ему. У женщин-Деметр нет больших ожиданий в отношении мужчин. Чаще всего они воспринимают мужчин просто как "больших мальчиков". Материнские качества женщины-Деметры и ее слабая способность говорить "нет" делают ее уязвимой в отношениях с социофагом – другим типом мужчины, достаточно часто встречающимся вблизи женщины-Деметры. Близкие отношения с социофагом могут годами ограничивать эмоциональную жизнь женщины-Деметры и истощать ее в финансовом плане. Еще один типичный супруг Деметры – мужчина, который хочет "девушку, точную копию своей мамочки". Он хочет, чтобы она была заботливой, теплой, отзывчивой, следила за его питанием, покупала ему одежду и держала ее в порядке, направляла к врачу, когда это ему необходимо, устраивала его социальную жизнь. Из всех мужчин, которых привлекают качества Деметры, "мужчиной семейного типа" является только зрелый и щедрый человек. Такой мужчина имеет сильное желание иметь семью, и он видит в женщине-Деметре партнера, разделяющего его мечту. Этот тип мужчин – "хороший папочка" для своих детей, но он также присматривает и за ней. 

Если ей трудно отказать людям, стремящимся получить выгоду от ее прекрасной природы Деметры, он поможет ей быть начеку. Мужчина семейного типа помогает ей осуществить себя через рождение детей. Для первых трех типов мужчин идея завести ребенка содержит в себе угрозу, и они могут настаивать на аборте, если она забеременеет. 

 

Когда Деметра представляет самый сильный архетип в личности женщины, сексуальность для нее обычно не слишком важна. У Деметры обычно нет сильного полового стремления. Она женственная, теплая, любящая женщина, скорее "обнимающая", чем сексуальная. У многих женщин-Деметр наличествует пуританское отношение к сексу. Для них секс существует ради продолжения рода, а не для удовольствия. Некоторые женщины-Деметры думают о сексе как о том, что жена делает в плане питания или отдачи, – она дает то, в чем ее муж нуждается. И у многих таких женщин есть своя "преступная" тайна: наивысшим чувственным актом для них является вскармливание младенца грудью, а не занятия любовью со своими мужьями. 

 

Все женщины-Деметры воспринимают себя именно как хороших матерей, у которых на первом плане интересы детей. Однако с точки зрения их воздействия на детей женщины-Деметры бывают как безупречными, любящими, так и ужасными собственницами, подавляющими матерями. Когда ее взрослые дети обижаются на нее или возмущаются ею, женщина-Деметра глубоко задета и приходит в замешательство. Она не может понять, почему ее дети обращаются с ней так плохо, в то время как других матерей дети любят и ценят. Она также не может понять, что могла способствовать трудностям своих детей. Она осознает только свои положительные намерения, а не отрицательные последствия ее всепоглощающей любви, отравившие близкие отношения с детьми. Некоторые матери-Деметры всегда боятся, что с их ребенком может случиться что-нибудь плохое. Эти матери могут действовать так, словно предчувствуют возможность "похищения" еще с момента рождения ребенка. Поэтому они ограничивают независимость своих детей и мешают формированию близких отношений с другими. Основа беспокойства, побуждающего их так действовать, – страх потери любви и привязанности ребенка. Мать-Деметра может ощущать вину за любое событие, оказывающее неблагоприятное воздействие на ее ребенка. До тех пор пока к ней не придет понимание нереалистичности представлений о себе как о совершенной матери, она будет ожидать от себя всеведения и всемогущества, способности предвидеть события и защитить своего ребенка от любой боли. Из-за намерения всегда защищать свое дитя мать-Деметра может установить над ним чрезмерный контроль. В попытке вести самостоятельную жизнь некоторые дети чрезмерно контролирующей матери-Деметры могут отдалиться от нее, стремясь создать между ними как географическую, так и эмоциональную дистанцию. Нередко они поступают так, когда мать бессознательно пытается заставить их чувствовать себя обязанными, признательными, виновными или зависимыми. Другую негативную модель материнского поведения женщин-Деметр являет мать, которая не может сказать "нет" своим детям. Она видит себя самоотверженной, щедрой, обеспечивающей матерью, дающей и дарящей. Такая мать-Деметра хочет, чтобы у ее детей было все, что они пожелают. Если это намного превосходит то, что она может им дать, она будет либо приносить жертвы, чтобы предоставить желаемое, либо постоянно испытывать чувство вины. Обычно она терпит неудачу, пытаясь ограничивать свободу их поведения. Начиная с самых ранних лет она уступает требованиям своих детей, вскармливая тем самым их эгоизм. Как следствие, ее дети вырастают плохо подготовленными к необходимости подчиняться и приспосабливаться, с ощущением своего права на особое отношение. 

 

В старости женщины-Деметры часто попадают в одну из двух категорий. Многие находят, что это время – для них награда. Они – активные, деятельные женщины, какими всегда и были, усвоившие жизненные уроки и ценимые другими за житейскую мудрость и щедрость. Они – женщины-Деметры, научившиеся не стеснять и не обязывать людей и не позволять им обманывать себя. Эти женщины ценят независимость и взаимное уважение. Дети, внуки, клиенты, студенты, пациенты – все эти люди, включающие не одно поколение, любят и уважают такую женщину. Противоположная судьба постигает женщину-Деметру, считающую себя жертвой. Обычно источник ее несчастья – разочарования и несбывшиеся ожидания среднего возраста. Теперь, отождествленная с обманутой, горюющей, рассерженной Деметрой, сидящей в своем храме и не позволяющей ничему произрастать, такая женщина на склоне лет ничего не делает, но чем старше становится, тем больше ожесточается. 

 

Можно выделить три уровня даров Деметр: реальную пищу и физическую заботу, эмоциональную и психологическую поддержку, духовную пищу. Сначала “дети” зависят от матери в плане заботы об их физических потребностях. Затем они обращаются к матери за эмоциональной поддержкой и пониманием. И наконец, – когда они пытаются справиться с разочарованием, огорчениями, горем или стремятся найти смысл жизни, – они могут искать у матери духовную мудрость.

 

Проблемы, с которыми сталкиваются женщины-Деметры, весьма типичны: попадание в положение жертвы, утрата власти и контроля, проявление гнева, депрессия. Она не может сказать "нет", если кто-то нуждается в ее внимании и помощи. Этот инстинкт взращивать и вскармливать может в конце концов истощить женщину, как в личном плане, так и в профессиональном, привести к симптомам "перегорания" – усталости, утомлению и апатии. Когда женщина инстинктивно говорит "да" каждому, кто чего-то от нее хочет, она будет постоянно обнаруживать, что взяла на себя чрезмерные обязательства. Вместо инстинктивного ответа Деметры – "да" – она должна выработать способность выбирать, когда, как и кому она будет отдавать себя и свое время. Чтобы поступать так, она должна научиться говорить "нет" – как человеку, который чего-то от нее хочет, так и богине внутри. 

 

Если архетип очень силен, женщина-Деметра может не суметь сказать "нет" возможности забеременеть. Женщина-Деметра должна быть способна решать сама, когда и от кого она хочет иметь ребенка. 

 

Чрезмерная, избыточная способность женщины-Деметры относиться по-матерински к окружающим может быть не лучшей ее чертой: она хочет, чтобы ее ребенок нуждался в ней, и беспокоится, когда он не находится под ее контролем. Она будет поощрять зависимость и держать ребенка "привязанным к своей юбке". Так же она поступает и в других близких отношениях. Эта тенденция внушает окружающим ощущения неуверенности и неприспособленности. 

 

Женщина-Деметра, не способная сказать "нет", становится чрезмерно загруженной, а затем – истощенной и апатичной или возмущенной, обиженной и рассерженной. Если она чувствует, что ее эксплуатируют, она, как правило, не выражает это прямо, проявляя при защите своих интересов ту же нехватку напористости, которая заставляла ее говорить "да", когда она должна была сказать "нет". Вместо того чтобы выразить свой гнев или настоять на том, чтобы что-то изменилось, женщина-Деметра, вероятнее всего, игнорирует свои чувства или ощущения, считая их невеликодушными, и работает с еще большим напряжением. Когда она старается подавить свои подлинные чувства, а они так или иначе обнаруживаются, она начинает проявлять пассивно-агрессивное поведение. 

 

Когда женщина-Деметра теряет близкие отношения, в которых она исполняла роль материнской фигуры, утрачиваются не только отношения и любимый человек, но и ее роль матери, дававшая ей ощущение силы, собственной значимости и смысла. Она остается с пустым гнездом и ощущением пустоты. Реакцию женщин, посвятивших жизнь своим детям, на их уход от матери описывает термин "депрессия пустого гнезда". Женщины-Деметры подобным образом могут реагировать и на окончание любовной связи. Такая же реакция возможна у подобной женщины и в случае, когда она годами "пестовала" какой-то проект, но он потерпел неудачу или был доведен до завершения другими людьми. Подобные организационные трудности оставляют у нее ощущение, что она "ограблена" и отвергнута. Обучение тому, как выражать своей гнев, вместо того чтобы погружать его внутрь себя, ослабляет депрессию.  Обучение умению говорить "нет" помогает избегать состояния истощения и подавленности из-за чрезмерных нагрузок и ощущения измученности и непризнанности.  Обучение способности "идти и развиваться" оберегает от щемящей боли, когда дети, те, за кем она присматривает, служебный персонал или клиенты возмущают ее и она нуждается в отдалении от них.  Развитие иных богинь внутри себя обеспечивает ее другими интересами, помимо материнских. 

 

Женщине-Деметре необходимо "нанять на работу" свой архетип в собственных интересах, вместо того чтобы инстинктивно откликаться на зов других, стать хорошей матерью для самой себя. Для этого ей необходимо научиться заботиться о самой себе, делать для себя то, что она так охотно делает для других. 

 

Женщина-Деметра может выйти из периода страдания с большей мудростью и пониманием, она может прийти к приятию существования человеческих сезонных изменений, может овладеть земной мудростью, которую отражает природа. Такая женщина обучается и понимает, что может пережить все, что бы ни случилось, зная, что, как весна следует за зимой, так за изменением привычных схем поведения следует трансформированный человеческий опыт. 

 

Пробудить, поддержать в себе Деметру (если нужно) можно через серьезное размышление на тему своего материнства; общение с беременными женщинами и детьми; воображение себя беременной и воспитывающей ребенка; через альтруистическую заботу и кормление нуждающихся; оказание эмоциональной и психологической поддержки; земледелие, садоводство, кулинарию; йогу в гамаках; осознание сезонности, сменяемости жизненных периодов.