ВЕСЕННИЕ РОДОВЫЕ РИТУАЛЫ

Автор: Юлия Гохнадель

Весной и осенью ощущаются родовые порталы - невероятные по своей мощи. В этот период активизируются энергии жизни и смерти, и все процессы Земли, в том числе и человеческого тела, и бытия, задействованы в этом. Весной на северном полушарии запускается энергия рождения - природа обновляется, пробуждается, готовится к плодоношению. И каждый из нас замечал, что именно весной хочется снова жить, радоваться жизни, мы полны планов и надежд на новый год.

Осенью же, наоборот, природа готовится к завершению сезона плодоношения, все готовится к спячке, некоей метафорической смерти, чтобы потом по весне снова пробудиться. И мы, люди, тоже чувствуем приближение "смерти" какой-то части нас, подводя итоги прошедшего тёплого сезона.

В южном же полушарии эти сезоны меняются местами, но поворотные точки "жизни-смерти" остаются.

 

Вся история человечества на Земле завязана на ее циклах. Вся история воплощений человеческих основана на связи по крови - иным путем прийти на эту Землю по сути невозможно. И потому связь по крови, родовая связь, самая древняя на этой планете и Сила Рода может быть порой сильнее Эгрегоров и других Систем.

Во все времена, люди, жившие в ладу с природой, осознавали эту Силу и обращались к ней за помощью, с благодарностью использовали ресурс этой Силы, сохраняя и преумножая его. Потому так важно знание о своем Роде - о предках, живших до вас, сородичах, живущих вместе с вами, - как сам факт принятия Силы, для передачи её потомкам, что будут после вас.

И именно в период смены сезонов, в переходные моменты рождения-смерти остро чувствуется родовая связь. В языческой традиции почти все праздники и ритуалы основаны на связи с Духами и Хранителями Рода. Многое из этого дошло и до нас, часть трансформировали религии под свои "нужды", часть осталась в первозданном виде.

 

Весной мы обращаемся к Силе Рода за благословением на новый урожай, на благодатные возможности и поддержку в созидательных делах. Осенью мы обращаемся к Роду с благодарностью за проделанную работу и собранный урожай, взываем о защите и покрове в зимнюю стужу - время смерти.

ВЕСЕННИЕ РОДОВЫЕ ЭНЕРГИИ СЛАВЯН

На Руси существовал обычай «Окликание родителей», когда женщины отправлялись на могилы родственников причитать-голосить:

- Родненькие наши батюшки! Родненькие наши матушки! Встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горемычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из своих домков да потешьте словом ласковым.

 

На Окликании не просто поминали умерших, но и обращались к стихиям природы: Солнцу, Месяцу, Ветрам, земле, чтобы они помогли общению с усопшим, который на тот момент должен ожить, увидеть и поговорить с пришедшим.

Накануне праздника женщины пекли пироги, блины пшеничные, оладьи, кокурки, куличи, драчены, сырники, медовые пряники, печенье, приготовляли пшенники и лапшевники, жарили «яешню» (яичницу), варили каши, варили кисель, сыту.

У мест захоронения предков расстилали чистые льняные скатерти, расставляли угощения. Когда яства расставлены, поминальщики окликают души усопших по именам и торжественно просят их прийти, да принять угощение, поесть-попить вместе с живыми сродниками. За трапезой вспоминали добрые дела и жизнь покойных. Умершие родственники, считалось, радуются, что живые пришли к ним. Молодые у усопших предков просили благословение, пожилые – прощения.

 

На Руси крещёной такими местами поминальных трапез стали кладбища, а ранее это были погребальные курганы и священные рощи-дубравы.

В славянском язычестве родовые вешние недели называются Красная горка (Навья седьмица) – череда Святодней, предшествующих дню Земли (22 апреля).

За ней следовала Радуница (Вешние Деды) – седмица поминовения Предков (с 1 по 7 травеня/мая), когда души умерших посещают живых.

Поминая родителей и предков усопших, прославляем преемственность родов земных от родов небесных: от отца к сыну, от деда к внуку. Поминая соратников, отдавших жизнь свою за дело Правое, за Землю Родную, утверждаем Силу Духа Славянского в родах земных.

Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи.

ВЕСЕННИЕ РОДОВЫЕ РИТУАЛЫ ПРАВОСЛАВНЫХ

В православии вешние славянские родовые обычаи и ритуалы трансформировались в Радоницу и Троицкую Родительскую Субботу.

Радоница – день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших. Отмечается во вторник после Фомина воскресенья, на второй неделе после Пасхи.

 

 

Троицкая родительская суббота – день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед Днём Святой Троицы. В православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан. В годовом богослужебном круге Православных церквей – вселенская родительская суббота, когда совершается «вселенское», то есть всеобщее общецерковное поминовение усопших верных.

ВЕСЕННИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ РОДОВЫЕ РИТУАЛЫ

Живин День – праздник, который отмечают славяне-язычники Первого Мая (Травеня). Праздник был посвящён Живе – богине рождения и плодородия, дающей жизнь всем созданиям, жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна.

Считалось, что накануне ночью открывались границы между мирами Яви, Нави и Прави. В Живин день женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Земл. Весну. Все прыгают через Огонь, очищающий от наваждений (сил Нави) после долгой зимы: «Кто прыгнет высоко – у того смерть далеко».

 

Также разыгрывались представления-сказки, персонажи которых путешествовали в мир Нави и возвращались в Явь – Жизнь и Солнце побеждали смерть.

ВЕСЕННИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ РОДОВЫЕ РИТУАЛЫ В ЕВРОПЕ

 

В традициях европейского язычества в ночь с 30 апреля по 1 мая празднуется Бельтайн или Вальпургиева Ночь – праздник окончания зимы и наступления весны – «время большого солнца».

 

Бельтайн был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками – Самайном (Samhain) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн) – 1 мая. Древние кельты верили, что в эти дни открываются врата междумирья и можно встречаться с Духами и Богами, в том числе и Душами умерших.

 

Центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.

В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот.

Процессию возглавляли друиды, облачённые в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Костёр зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костёр, три раза также прогоняли через огонь скотину, с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге. Также пламя костров должно было стать символом памяти ушедших предков.

 

На Бельтайн выбирали Королеву и Короля Мая, являвших собой образ Богини и бога и дающие жизнь через соитие. Потому майские дни полны любви и страсти – всего того, что требуется для продолжения Рода. Плодородие Земли и плодородие людей – основное, чему предавалось значение у кельтов.

 

В дни Бельтайна просили благословения Предков и Богов на пробный союз мужчины и женщины. Майские свидания в шалашах любви давали возможность понять перспективность пары. Как говорили Предки: «Переживите вместе лето, поработайте в поле (а лучше в огороде у будущих тёщи или свекрови), вот тогда и подумайте, сможете ли вы быть вместе». Поэтому и считалось, что свадьбы надо праздновать или в июне (если после майских гуляний понятно, что приплод будет), или уже по осени, когда пара сознательно решила остаться вместе.

Во многих традициях существует череда весенних поминальных дней, во время которых вспоминают Предков и Хранителей Рода, собирают в одном кругу сородичей и потомков, вознося хвалебные песни о Роде.

 

Будьте благословенны!